Асфальтобетон: типы, технология производства и применение

Во время проведения строительных дорожных работ или при благоустройстве территории, практически во всем мире активно используется материал под названием асфальтобетон. Благодаря его применению получается дорожное покрытие, обладающее высоким уровнем качества, а также имеющее весьма продолжительный период эксплуатации. По своему составу, этот материал представляет собой смесь нескольких видов минералов, которые имеют природное происхождение. Кроме того, во время производства этого материала активно используют так называемый дорожный битум. асфальтобетон

Благодаря тому, что во время производства асфальтобетона используются компоненты исключительно натурального происхождения, дорожное полотно, сделанное из него, обладает высокими показателями прочности. Битум, который используется во время изготовления асфальтобетона, играет роль связующего материала. Он соединяет все компоненты, из которых состоит асфальтобетон, в единую субстанцию.

Описание материала и технология его производства

Асфальтовый бетон является строительным материалом, который используется как во время проведения строительных дорожных работ так и при благоустройстве территорий около дачных участков, парков и так далее. При производстве асфальтированного бетона используются такие компоненты как:

1.Щебень (допустимо использование, также отсева, гравия или любого другого каменного наполнителя). Главным критерием для этих элементов являются их фракция и зерновой состав. На качестве готового покрытия негативно сказываются пластинчатые и игольчатые зерна. Состав АБ регулирует ГОСТ 8267 и 3344.

  1. Минеральный порошок. Он отвечает за формирование прочных связей покрытия, вступая во взаимодействие с битумом, а также заполняет поры между частицами щебня, увеличивая плотность покрытия и предотвращая трение крупных частиц.
  2. Песок.
  3. Битум. Его главное свойство — это вязкость. Битум является отличным связующим веществом между другими элементами асфальтобетона.
Для изготовления смеси асфальта и бетона используются вязкие битумы, их характеристики определяет ГОСТ 22245. Качества битума подбирают основываясь на виде, классе асфальта и методе получения – холодная, горячая смесь.

По своей консистенции, данное покрытие является уплотненной смесью, состоящей из этих природных минералов. Перед тем как смешивать эти минералы, их предварительно высушивают, а также подогревают до температуры, которая колеблется в пределах 100-160 градусов по Цельсию.

Асфальтобетонный состав готовят путём смешивания при высоких температурах специально отобранной щебенки, гравия и песка в сочетании с разными марками дорожного битума. По габаритам зерна состав может быть:

  • крупнозернистым,
  • мелкозернистым
  • песчаным.

 

Чтобы повысить контакт природной и синтетической составляющей, добавляются поверхностно-активные вещества. Для улучшения устойчивости асфальта возникновению щелей, сдвига и иных разновидностей деформирования вводятся модулирующие добавки.

Основные характеристики материала

Нормативными документами на АБ предусмотрено наличие следующих характеристик:

  • механического состава;
  • процента в смеси, который отводится под битум;
  • рыхлости;
  • водонабухания;
  • уровня водоустойчивости;
  • слёживаемости. Для асфальтобетонной смеси, изготовленной согласно требованиям, свойственно размеренное размещение составляющих в ней, надежное сцепление и отсутствие щелей.

 

 

Марки асфальтобетона

1-я марка. Самая лучшая по качеству марка, она широко используется при строительстве дорог . В ее состав входят следующие дорожные материалы: битум, щебень фракции 5-10 мм, песок.

2-я марка. Данная марка лучше справляется с климатическими нагрузками по сравнению с 1-й маркой. В ее состав входят высокоплотные, пористые песчаные типы.

3-я марка. Ее основная отличительная особенность заключается в том, что в ее составе отсутствует щебень. Плотность ее высока, чего нельзя сказать о плотности. Поэтому данную марку дорожные службы используют для ямочного ремонта и для покрытия дорог с малой транспортной нагрузкой.

 

 

Укладка асфальтобетонного состава и температурный режим

Важно! Асфальтовый бетон, по способу укладки, бывает нескольких видов: горячим и холодным. В горячем содержится вязкий дорожный битум, укладка и уплотнение которого осуществляется при температуре смеси 120 градусов. В холодном АБ используется жидкий битум, который можно уплотнять при температуре окружающей среды начиная от 10 градусов.

укладка асфальтобетона
Укладка асфальтобетона спецтехникой на щебеночной подушке

Материал приобретает собственные характеристики после прессования и охлаждения в месте кладки специально отобранного асфальтобетонного состава, в котором содержатся минеральные наполнители и нефтяные дорожные битумы.

Асфальтовый бетон активно используется не только во время проведения дорожного строительства. Его также применяют во время строительства и обустройства покрытия в аэродромах. Также, асфальтобетон можно использовать в качестве покрытия для обустройства эксплуатируемой плоской кровли. Нередко его используют в качестве основного материала при проведении гидротехнического строительства.

 

2 главных преимущества асфальтобетона

 

Быстрая готовность к эксплуатации

 Асфальтобетон имеет одно преимущество – он быстро твердеет, благодаря чему он может использоваться непосредственно по назначению под высокой нагрузкой немедленно после укладывания. Асфальт обладает гладкой поверхностью, но не скользящей, что позволяет обеспечить надежный контакт с основанием обуви либо колесами. Он отлично держит дорожную разметку. Такое покрытие с легкостью поддается мытью и чистке. Асфальтная дорога прослужит много лет, причем без труда поддаётся ремонту.

Возможность повторного применения

ГОСТом 9128 – 2013 допускается повторное применение асфальта. Фрезеровальной машиной осуществляется снятие верхнего слоя дороги, которая подлежит ремонту. В асфальтобетонной установке старый асфальт тщательно дробится. Затем к нему добавляют свежеизготовленный состав. Такой процесс помогает значительно сэкономить ресурсы, причем полученное покрытие будет с теми же характеристиками.

С помощью современных технологий горячая регенерация асфальтобетонной смеси может осуществляться непосредственно на проезжей части или тротуаре. Таким образом получают замкнутое производство, что дает возможность экономить на транспортных средствах.

Сегодня альтернативы использования асфальтобетонной смеси в процессе укладки дорог нет. По этой причине ученые и инженеры, занимающиеся дорожным строительством, направили все силы на повышение свойств продукции и выбор компонентов, которые помогут улучшить эксплуатационные характеристики асфальта.

 

 

Использование асфальтового бетона в качестве декоративного материала

декоративный асфальтобетон
Декоративные асфальтовые смеси

Преимуществом материала о котором идет речь в нашем обзоре, например, по сравнению с тем же асфальтом, является то, что его можно также использовать в качестве декоративного элемента при создании дорожных покрытий. Например, из него можно сделать покрытие на тротуаре, аллее, или прогулочной дорожки. При укладке дорожного полотна на проезжих частях дороги, из цветного асфальтового бетона делаются специальные обозначения для пешеходных дорожек. Также, благодаря применению этого материала, на проезжей части дороги можно сделать разделительные полосы или другие, необходимые для безопасного передвижения транспортных средств, разметки.

Декоративный асфальтобетон изготовляют благодаря методу теснения. Также его можно получить путем рифления или добавления в основной состав этого строительного материала разнообразных минеральных элементов, обладающих разнообразными цветовыми оттенками. Технологический процесс, позволяющий произвести окрашивание асфальтобетона, предусматривает дополнительное использование:

  • цветного щебня (размеры его фракции не должен превышать отметки в 5 мм);
  • специальных пигментов-колеров (крона, сурика);
  • специального песка, сделанного из таких минералов как гранит, клинкер или мрамора.Для производства литого асфальтового бетона, в котором присутствуют яркие тона, используется осветленный или, например синтетический битум. Нужно отметить, что использование такой технологии существенно повышает стоимость дорожного полотна. Поэтому она используется в очень редких случаях. Однако в качестве альтернативы применяется другой способ, позволяющий получить цветной асфальтобетон более низкой себестоимости. Вся суть этого способа заключается в том, что цветную крошку начинают втирать непосредственно в само покрытие в момент его укладки, а не добавляют его во время приготовления смеси асфальтобетона.