Сферы применения пескосоли

В северных широтах зимой остро стоит вопрос обработки пешеходных и транспортных дорог от наледи. Коммунальные службы используют различные реагенты для этих целей. Самым популярным средством является пескосоль (или песчано-соляная смесь). Состав из двух компонентов, сухого песка и технической соли, растворяет слой льда и улучшает сцепление колес машин с дорогой. Использование пескосоли (ПСС) – доступный и экономичный способ борьбы с гололедицей.

Состав и характеристики смеси

Для приготовления песчано-соляной смеси используют сухой речной или карьерный песок. Его фракция должна быть не более 4-5 мм. Если в составе песка будут глиняные примеси или влажность превысит 5%, это скажется на сыпучести антигололедного покрытия. Состав при контакте со снегом будет комкаться, на дорогах образуется вязкое месиво.

Техническая соль на 93-95% состоит из хлорида натрия. Основное ее отличие от пищевой соли – допустимое наличие примесей, в том числе хлорида калия и магния, крупный помол. Для приготовления ПСС используют соль с фракцией от 1,5 до 4 мм. Именно техническая соль растворяет слой наледи.

применение пескосоли

Соль с примесями вызывает коррозию металла автомобилей, портит резиновую подошву обуви и негативно влияет на окружающую среду. Попадая на почву, она образует солевую корку, которая мешает развитию корневой системы растений и нарушает рост травяного покрова.

Чтобы снизить воздействие солей, в большинстве песчано-солевых смесях ее количество меньше, чем песка. По стандарту, оно должно быть 70 на 30. Однако при изменении количества осадков, повышении или понижении уровня влажности и температуры, соотношение соли в реагенте изменяют.

Песчано-солянную смесь выпускают в следующих пропорциях:

  • 70% песка на 30% соли;
  • 50% песка на 50% соли;
  • 75% песка на 25% соли;
  • 90% песка на 10% соли.

Продукт выпускают в мешках на 50 и 100 кг или россыпью в 1 тонну.

Сферы применения

Пескосоль насыпают на пешеходные дорожки, проезжие части, парковые тропы и т.д. Состав не используют на детских площадках и железобетонных мостах. Это проверенное средство против автомобильных аварий в результате заноса и травм в результате падения на скользкой поверхности. Для большей эффективности состав необходимо использовать перед выпадением осадков, в безветренную погоду. В случае засыпания реагента на лед и снег, выжидают время реакции, затем чистят дорогу. Тогда техническая соль будет способствовать таянию выпавшего снега.

Следует отметить, что при понижении температуры до 30 градусов, хлорид натрия теряет свои свойства. Однако песок продолжает выполнять функцию абразива в любую погоду.

применение пескосоли

Обрабатывать дорогу ПСС можно вручную, с помощью лопаты или телеги с дозатором. Коммунальные службы используют специальные машины.

Условия и особенности приготовления

Для обработки дорог вокруг частного дома можно приготовить смесь самостоятельно. Приготовление обязательно должно происходить в теплом помещении с низкой влажностью. Работа не требует особого оборудования, ведь компоненты просто перемешивают друг с другом. Перед началом приготовления следует убедиться в качестве песка: он должен быть сухим, без глиняных и других примесей. При необходимости его дополнительно прокаливают в печи.

Оптимальное соотношение компонентов 70 на 30, но в условиях повышенного обледенения поверхности пропорцию можно изменить на 50/50. Для самодельного ПСС не стоит использовать пищевую соль. Ее тщательно фильтруют от калиевых и магниевых примесей, что значительно снижает свойства реагента.

Преимущества и недостатки

К несомненным преимуществам пескосоляной смеси относиться доступность необходимых компонентов и простота использования и изготовления. Реагент уменьшает скольжение поверхности, соль начинает действовать практически сразу после нанесения. Обработку можно производить вручную, не задействуя сложную технику. Смесь огнеупорна и не токсична. Ее состав можно менять в зависимости от погодных условий. Срок действия у пескосоли не ограничен при соблюдении условий хранения.

Пескосоль

Несмотря на все достоинства, она имеет ряд недостатков. Техническая соль вызывает жжение кожи. От этого страдают домашние животные, лапы который обязательно тщательно промывать после прогулки. Нарушение температурного режима, повышенная влажность при изготовлении реагента, а также наличие глины и шлаков в песке превращает смесь в комки, которые сложно устранить.

Если вовремя не очистить дороги от реагента, песок с подтаявшим снегом попадает в ливневки и засоряет их. Повышенное содержание технической соли в составе портит обувь из резины и замши. Согласно отзывам автомобилистов, соляная смесь провоцирует коррозию машин.

Расход

В целом, песколь относиться к доступным реагентам из-за низкой стоимости составляющих и экономному расходу. Для подсчета количества пескосоли на квадратный метр учитываются следующие факторы:

  1. Климатическая зона и уровень изменения температур в течение месяца.
  2. Толщина обледенения. Чем толще наледь, тем больше реагента используется.
  3. Состав пескосоляной смеси.

Пескосолевая смесь

В документе Отраслевых дорожных норм о требованиях к реагентам указан расход пескосоли. При стандартном соотношении компонентов (70 на 30) и толщине льда в 1 см, на обработку одного квадратного метра площади используют 150 гр смеси.

Плотность насыпания ПСС для такой площади меняется с понижением температуры: чем она ниже, тем больше пескосоли используется. Согласно СНиП III-40-78, за один сезон количество реагента не должно превышать 2 кг на квадратный метр.

Производство в промышленных масштабах

Техническая соль – это каменная соль крупных фракций не очищенная от примесей. Каменную соль добывают путем бурения соляных шахт. Крупные обломки соли из шахты перевозят на предприятие. Там ее загружают в дробилку, которая измельчает куски до фракций в несколько сантиметров. Полученные компоненты отправляются на конвейер. Соль скатывается на пульсирующие сетки, очень мелкие частицы отсеиваются, крупные отправляются на повторное дробление. Потом следует еще одна процедура отсеивания, пока на конвейере не останется соль нужной фракции.

Для пескосоли используют речной или карьерный песок. Мокрый речной песок поднимают со дна на баржу с помощью крана и трапециевидного ковша. Баржа доставляет песок в порт, где его пересыпают на подготовленную для хранения и просушки площадку. Готовый материал перевозят к месту назначения. Карьерный песок добывают в местах отложений, из-под пластов почвы и глинистых пород. Речной песок предпочтительнее использовать в антигололедных смесях. В отличие от карьерного, он чистый и не содержит глины.

Производство пескосоляной смеси

Компоненты доставляют на предприятия по изготовлению пескосоли, где их еще раз просеивают. Если песчаный компонент влажный, его прокаливают. Реагент готовиться в смесителе принудительного действия, в который добавляются сыпучие вещества в нужной пропорции. Готовую ПСС отправляют по конвейеру в бункер-дозатор. Он фасует соль с песком по пакетам для частных пользователей или в полипропиленовые мешки-контейнеры, грузоподъемностью до 1,5 тонны. В среднем такие предприятия производят до 500 тонн песчано-солевой смеси за смену.

Хранение

Срок хранения у пескосоли неограниченный, если соблюдать определенные условия. Смесь следует хранить в герметичных пластиковых пакетах. Для посыпки городских дорог производят закупку большого объема реагента. Его можно хранить открыто на площадках из бетонного покрытия. По периметру площадки устанавливаются канавы для стока дождевой воды, сверху насыпь накрывают брезентом или навесом. Входящая в состав соль под действием влаги уменьшается в объеме.

Некоторые частники и коммунальные хозяйства предпочитают закупать не готовую пескосоль, а отдельные компоненты, чтобы менять пропорции по необходимости. В этом случае пакеты с солью нельзя держать на улице.

Чистая техническая соль способна замерзать, образуя твердые комья, из-за кристаллического строения молекулярной решетки. Пакеты складируют в подсобных помещениях на деревянные поддоны. Перед применением тару тщательно встряхивают.

Цена

Цена песко-соляной смеси зависит от региона, компонентного состава, фасовки. Средняя розничная стоимость реагента стандартного состава 70 на 30 составляет 180-200 рублей за 25 кг, 340-400 рублей за 50 кг, за 1 тонну россыпи – 3000-3600 рублей. Оптовая на 20-30% ниже.