Щебень для дорожного строительства
Щебень и гравий – два вида нерудных строительных материалов, которые успешно используются как при укладке прочной подложки под будущую автотрассу, так и при обустройстве временных подъездных путей для грузового транспорта и дорожно-строительной техники. Они доступны, дёшевы, удобны для доставки.
Виды щебня и его подготовка к укладке
Перед применением в качестве подложки под дорожное полотно щебень проходит ряд подготовительных операций. Первичный щебень для применения не подходит, поэтому при выборе материала ориентируются на, может быть, и более дорогой, но зато качественный вариант, предлагаемый производителем.
Качественный щебень перед продажей проходит:
- Дробление исходного сырья в дробильных агрегатах;
- Сортировку по фракциям;
- Промывку;
- Складирование перед отправкой потребителю.
В сертификате на товар наличие этих этапов обязательно, поскольку в полевых условиях организовать, например, промывку щебня сложно и неудобно.
Исходную породу обычно взрывают, а затем вывозят на перерабатывающее предприятие.
Дробление
Измельчение щебня обычно осуществляется в две стадии. Для первичного дробления добытый материал измельчается до нужной величины с более-менее равномерными размерами кусков. Вторичная дробилка производит повторное измельчение щебня, снижая неоднородность размеров материала (см. рис.2).
Дорожный щебень можно купить у нас:
от 810 руб. за куб. м.
Щебень гранитный 5-20 мм получают из горных обломков магматического происхождения.
от 900 руб. за куб. м.
Гранитный щебень фр. 20-40 мм — неорганический зернистый материал сыпучего происхождения с зернами величиной более 40 мм.
от 1030 руб. за куб. м.
Щебень гранитный фр. 40-70 мм относится к одной из наиболее крупных фракций.
Сортировка
После завершения дробления щебень просеивается. Производится точное разделение камня по разным размерам. Используются вибрационные устройства, называемые грохотами. После них основная часть щебня получает размер более 5 мм. Качество сортировки оценивается показателем модуля крупности: чем меньше диапазон рассеивания значений модуля, чем лучше щебень. Современные вибрационные экраны обеспечивают значение модуля крупности в пределах от 2,2 до 3,0, что контролируется в процессе сортировки (см. рис.3).
Промывка
Промывка необходима, если в щебне присутствуют неорганические или посторонние частицы, оставшиеся в массе материала после сортировки. Такие частицы ухудшают эксплуатационные характеристики щебня и удаляются в промывочных агрегатах.
Влажность товарного щебня должна поддерживаться стабильной. Если отсортированные куски материала выглядят неравномерно влажными (разность показателей относительной влажности кусков, отобранных из разных объёмов сырья, превышает 6 %), следует принять меры по ускоренному обезвоживанию. Обезвоживающие сита (см. рис.5) устанавливают вблизи промывочных установок. Рядом (для улавливания осадка) располагают шламоотстойник.
Складирование подготовленного к отправке щебня производится на специально подготовленных площадках.
Технические требования к щебню для строительных работ
Регламентируются нормами ГОСТ 8267-93. Положения стандарта распространяются на щебень и гравий, полученные дроблением химически неагрессивных горных пород, имеющих насыпную плотность в пределах 2000…3000 кг\м3. Такие материалы используются в качестве заполнителей и имеют универсальное применение.
Классификация
Щебень и гравий, в зависимости от размера основных фракций, мм, подразделяют на 4 группы:
- Первая – 5…10;
- Вторая – 10…20;
- Третья – 20…40;
- Четвёртая – 40…80.
Допускается смесь смежных фракций в любых пропорциях. По согласованию с потребителем производится дополнительная градация: от 80 до 120 мм и от 120 до 150 мм. При этом на контрольных ситах (см. рис.6) допускается остаток фракций материала размером менее 5 мм в количестве не более 5…10% по массе.
Для щебня, получаемого из гравия, количество дроблёных зёрен не должно превышать 80% по массе (по согласованию допускается и 60%).
Форма отдельных фрагментов – пластинчатая или иглообразная. Допустимое соотношение между ними, %, соответствует диапазонам:
- Менее 15 – для первой группы;
- Менее 25 – для второй группы;
- Менее 35 – для третьей группы;
- Менее 50 – для четвёртой группы.
Приведенные ограничения допускается корректировать по согласованию с потребителем продукции.
Условия производства
Щебень, используемый как подложка под дорожное полотно, должен характеризоваться определёнными показателями прочности. В качестве нормативного принят показатель прочности при раздавливании образца испытательным цилиндром с использованием гидравлических прессов серии ПСУ или ПГ.
Показатели дробимости щебня определяются составом исходных пород, из которых он был получен. Для осадочных или метаморфических пород марки дробимости – от 1200 до 200, с потерей массы в результате измельчения от 11 до 35%. Для щебня, получаемого из извержённых пород, марки дробимости – от 1400 до 600, при нормативных потерях массы от 9 до 34 %.
Важный технологический показатель реализуемого для дорожных работ щебня – истираемость материала. Установлены четыре марки истираемости – И1, И2, И3 и И4. По мере возрастания цифрового индекса обозначения потеря массы щебня увеличивается соответственно от 25% до 60%.
Для щебня, применяемого при строительстве дорог, важным эксплуатационным показателем является морозостойкость материала. Морозостойкость определяют по предельному числу циклов замораживания-оттаивания, при которых потери материала не превышают представленных ранее норм.
Марки морозостойкости щебня — F15, F25, F50, F100, F150,F200, F300 и F400. Цифровой индекс в обозначении указывает на предельно допустимое число циклов замораживания-оттаивания, после которых потеря массы не превышает 10 % (для марок F15 и F25) и 5 % — для остальных марок морозостойкости щебня.
В щебне, используемом в качестве подложки к дорожному покрытию, не допускается наличие глинистых и пылевидных частиц, снижающих прочность основы на сжатие. По согласованию с потребителем число таких частиц не должно превышать 1…3%. Не допускается также наличие химически вредных и агрессивных компонентов, приводящих к постепенному разрушению дорожной подложки. Такие компоненты встречаются в исходном сырье, полученном вторичной переработкой рудных отходов или неметаллических ископаемых.
При длительном хранении на складе эксплуатационные показатели щебня подвергаются периодической проверке (особенно по показателю влажности).
Практика применения щебня в дорожном строительстве
При использовании щебня гарантируется стабильность основы дорожного покрытия, способного выдержать интенсивное движение транспорта (см. рис. 7).
Последовательность выбора
При выборе марки щебня для практических инженерных проектов по прокладке долговечных дорог с целью увеличения срока службы учитывают:
- Подходящий размер частиц, соответствующий условиям эксплуатации будущей автомобильной трассы. Необходимо учитывать как удобство технологии, так и функцию применения, а также выбирать подходящий размер частиц для обеспечения максимальной прочности. Например, при строительстве булыжных дорог обычно используют частицы щебня более мелкого размера, а при укладке подложки бетонного полотна — частицы среднего или крупного размера.
- Состав исходного материала. Применение пород с более высокой плотностью и долговечностью (например, гранита или песчаника) позволяет получить более высокую прочность и долговечность покрытия.
- Конфигурация будущей трассы. Отсутствие резких поворотов пути эффективно уменьшает пустоты в материале, повышает общую прочность и продлевает срок службы основного покрытия. Одновременно оно должно быть сбалансировано с лёгкостью подложки.
- Предотвращение ущерба для окружающей среды. Выбор безопасных компонентов щебня позволяет максимально избежать старения и повреждения материалов. Для строительства автодорог в суровых климатических условиях обращают дополнительное внимание на морозостойкость материала.
- Мониторинг и техническое обслуживание. Своевременный осмотр дорожных покрытий, а также тщательный ремонт, исправление ошибок и добавление новой насыпи могут эффективно поддерживать эксплуатационные функции и продлевать срок службы.
- Возможная реконструкция. Со временем дорожная подложка разрушается, поэтому приходится оценивать её фактическое качество и – при необходимости — проводить реконструкцию дороги соответственно реальным условиям (см. рис. 8). Старые и изношенные материалы должны быть удалены, а новое дорожное полотно — восстановлено. Своевременно выполненная реконструкция позволит избежать большинства препятствий, мешающих нормальному функционированию автомобильной трассы.
Достоинства щебня
Использование щебня в дорожном строительстве имеет множество преимуществ:
- Долговечность.Щебень — прочный материал, выдерживающий интенсивное движение транспортных средств. Он устойчив к эрозии и погодным воздействиям, в том числе, к резким перепадам температур;
- Универсальность.Щебень производят разных размеров, цветов и текстур, что делает его универсальным материалом для различных проектов автомобильных дорог.
- Дренаж.Материал обеспечивает хороший дренаж, который помогает предотвратить наводнения и эрозию почвы;
- Экономичность. Щебень характеризуется минимальной себестоимостью получения;
- Экологичность. Щебень — природный камень, который можно добывать из местных источников. Это снижает объём транспортировки и сводит к минимуму воздействие дорожных строительных технологий на окружающую среду.
Купить щебень для дорожного строительства и любых других целей по привлекательным ценам и на условиях доставки по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вы можете в нашей компании.